«Когда я слышу слово «культура»…»
Отрицание непонятного, в принципе, – не русская особенность, а общечеловеческая. Любому землянину куда легче отказать неведомому в праве на существование, чем напрячься, попытаться понять. Однако в русской среде, не национальной, а ментальной, это явление (в отличие от того же Запада) получило полную легализацию и спокон веков бытует, как неписаная норма жизни – «если я тебя не понял – то ты дурак!».
Святая вера в самодостаточность русской культуры и её неоспоримое первенство во всём (помноженная на выше обозначенную особенность) сыграла с нами недобрую шутку здесь, в Израиле… Культура – термин избитый и неопределённый. Есть культура высокая, есть культура массовая, есть культура бытовая –то, что мы часто называем ментальностью (хотя повседневное, бытовое поведение не более чем проявление ментальности). Не вдаваясь в эти подробности, значительная часть репатриантов последнего десятилетия вывела среднеарифметическое понятие «культура» - эдакий аршин – и принялась измерять им рядом живущих, культурные они или не очень. Выяснилось, что «культурой» в Израиле и не пахнет. Достоевского и Толстого почти никто не читал, Чайковского не слышал. Шумят аборигены, где только можно, одеваются безвкусно, говорят лишь о деньгах и футболе и, главное, не по-русски… «Русский» счёт, выставленный израильтянам куда длинней и содержательней, не в том дело. Главное – это сроки, в которые этот счёт был выставлен. Прямо скажем, сжатые сроки. Как приехали, так и выписали, а чего тянуть, всё ведь очевидно. Вокруг примитив сплошной и пошлость…
Существование в Израиле культуры многими было отвергнуто, как факт. - «Вопли на непонятном мне языке не могут быть культурой». К чему это привело – всем известно. Нельзя, держа соседа за идиота, настаивать на его любви к тебе. В том и злость шутки – наше неизбежное совместное существование отягощено взаимным неуважением…
… Можно предположить, что, раздув миф о безграничности нашей интеллектуальности, многие из нас компенсировали отчасти ущербность эмигрантского (репатриантского) статуса. Дескать, пускай мы бедные и сортиры прибираем, зато эрудиты редкостные и, толчки протирая, исключительно Брамса напеваем. А из клозетов – в театр на последний шекель… Не то, что эти, как их там? – соотечественники наши ивритоязычные…
Превратившись в обсессию, культивирование культурной тематики в «русской» среде не дало сколь либо интересных результатов. Ну, обнаружили пара сотен пенсионеров в себе недюжинные писательские и пиитические таланты, ну сотворили с три десятка драмкружков пилильно-дробильного цеха завода «Красный резинщик» и что? Драмкружки – это очень хорошо. Но почему такое количество людей вбили себе в голову, что только мы, носители великой русской культуры из Бердичева и Жмеринки можем (и обязаны!) спасти Израиль от культурного упадка и угасания? - (Драмкружками). Мы – единственно допустимые просветители еврейских народов, луч света в тёмном переулке!..
Однако хорошо это или нет, сила нашего отрицания не слишком велика. Не удостоившаяся «русского» признания израильская культура мирно существует и недурно, притом, развивается. Кстати, на всех обозначенных в начале уровнях: и на высоком, и на массовом, и, даже, на бытовом…
Да, израильтяне весьма своеобычный народ. Их многим можно попрекнуть, но в целом, коль скоро я скатился к неизбежным обобщениям, они знакомы с правилами поведения в обществе не хуже нашего. Я не говорю о низах. А средний класс достаточно воспитан. Безусловно, некоторая вольность, наглость и бесцеремонность в них неизбывны, но никто не задавался вопросом почему? Их плохо воспитали? Может быть, но что точно – их воспитали по-другому. Их, прежде всего, научили ценить себя, уважать и любить, в конце концов. Забыли поставить ограничитель? – Возможно. Но самоуважение и чувство собственного достоинства – в Израиле является основой любой личности. Общественные нормы и рамки в этой стране ещё держатся, но они с каждым днём всё и меньше и меньше способны подчинить себе человека. Так образуется человек свободный, человек незакомплексованный, человек, которому хорошо с самим собой (гусары –молчать!), каким бы идиотом он, при этом, ни был…
…Русская государственность, испокон веков и во всех своих ипостасях зиждилась на подавлении личности. На её усреднении. Индивидуалист - извечный враг любого российского режима. Ошибочно суждение, будто нравы и порывы советского истеблишмента кардинально разнились от оных в царской России. Но что отрадно – запихнутое на антресоли подсознания, свободолюбие не сгнило там за тысячу лет невостребованности. Оно сохранилось в каждом из рождённых там. Просто не у каждого осталось достаточно сил влезть на эту антресоль. Более того, малодоступности свободолюбия сопутствует её противоположность - доминантная в нас тяга к усреднённости ("не вылезай – убьёт!") – порождение нашего инстинкта самосохранения. Мы стараемся существовать в узких социальных рамках, уже не ясно кем выработанных. Нам, по большому счёту, тесно в этих рамках, душно и ох, как неуютно. Но мы терпим. Ибо за рамками – свобода, а, значит, выбор (неограниченность возможностей помноженная на весьма ограниченные наши с вами жизненные ресурсы). А не что та не пугает человека, как свободный выбор. Многим ещё «страшна» свобода, но она и манит. Сильно. Особенно, когда вокруг столько свободных и бесшабашных людей. Конечно же, эти люди раздражают! Вольные часто раздражают зэков, лишь тем, что вольны…
Занимательно другое. Эти рамки, социальные, поведенческие, многими воспринимаются, как культура. Вернее, культура загнана в те же самые рамки. Всё что за их пределами – бескультурье. Пасторальный пейзаж – верх совершенства (он в рамках, - ясность форм, однозначность содержания). Цветисто-расплывчатый авангард – гнусь. Гнусь – не потому что плох (хотя никто этого не исключает). Гнусь – ибо он мне непонятен. Моего кругозора недостаточно для оценки увиденного (узки рамочки!). А расширять кругозор ради чьей-то мазни – велика честь…
Израильская культура, в массе своей, расположилась далеко за пределами тех рамок, кои я так часто упоминаю. Дабы воспринять её (чтоб затем оценить) не мешало бы с местными культурными реалиями для начала познакомиться. А может даже иврит выучить (или хотя бы попытаться). После этого можно и об «отсутствии» культуры в Израиле побеседовать. Разговор, для разнообразия предметность приобретёт.
Ну, а пока суд да дело, «бескультурные» израильтяне вынуждены разрываться между двумя фестивалями, которые начались во вторник: семнадцатым фестивалем израильской песни в Араде и двенадцатым фестивалем балета в Кармиэле. Именно разрываться. Предостаточное количество моих знакомых плюются из-за того, что фестивали начинаются в один день. Они хотели попасть на оба (правда, не поехали ни на один, но это второй вопрос). Впрочем, никто не заметит их отсутствия. Сколько десятков тысяч стекутся на арадский фестиваль, на котором выступят как израильский филармонический оркестр, так и все наиизвестнгейшие певцы, подсчитать трудно. Устроители фестиваля кармиэльского назвали конкретную цифру: ожидаются более двухсот пятидесяти тысяч зрителей. Повторюсь, это фестиваль балета… Разумеется, страна, в которой пять процентов её жителей одновременно идут на балет в высшей степени малокультурна…
…Конечно же, вырывать отдельные события из контекста целой жизни – дело неблагодарное, но зато показательное. В Праге мне посчастливилось побывать в смешанной «русско-израильской» группе туристов. Много параллелей я провёл, одна другой интересней. Одна из них культурная. Первый вечер выдался свободным. «Русские», искусившись чешской дешевизной, принялись праздновать счастливое приземление в гостиничных номерах. Израильтяне же пошли в театр. За один вечер побывали на трёх (!) спектаклях. Причём, израильтяне к интеллигенции особо не относящиеся. У них, бескультурных, просто на театр чёткая установка. У «русских» другие чёткие установки (опять же не у всех, но…).
Впрочем, всё это не мешает нам провозглашать себя первоисточником грядущего окультуривания Израиля. Не знаю, как отреагируют на это сами окультуриваемые, но мне, простите за субъективизм, жаль тот Израиль, который берутся окультуривать мои милые сообщинники…
:назад: |