Люди гибнут за металл!
Ни что так не вдохновляет человека, как деньги. Ничто так не способно раскрыть потенциал борца в каждом из нас, как они, родимые. Массы индивидуумов готовы, как никогда, жертвовать свободой, целостностью собственного организма за святую правду, особенно в тех случаях, когда эта святая правда оценивается в пять тысяч шекелей годового дохода. Ровно столько же, порой, стоит человеческое достоинство. Однако в последнее время, достоинство вместе с целостностью и свободой продаются эдаким праздничным набором за упомянутые выше пять тысяч. Продаются израильскими студентами. Одна беда – покупателей не находится.
Не было у Израиля печалей в минувший месяц, как разбил его радикулит студенческих забастовок. По всему его израильскому телу, от Хайфы до Беэр-Шевы распространились спазмы манифестаций. Стаи замученных студентов ворвались в израильские города, перекрыли автомагистрали и вступили в неравный бой с правоохранительными органами с одной единственной целью – уменьшить вдвое годичную оплату обучения в израильских вузах. Ибо нет ничего противнее в нашей жизни, чем платить. Вынимать из кармана (сумки) кошелёк, раскрывать его, извлекать мятые портреты израильских деятелей и расставаться с ними навсегда, то есть платить, платить, платить…. Брр, как неприятно об этом даже думать! Да и платить-то, практически не за что! Это, нам, студентам, приплачивать ещё должны, за то, что этих, измывающихся над нами лекторов терпим. Объяснять ничегошеньки не умеют, на экзаменах валят, в переэкзаменовках отказывают, и им ещё за это плати! Вот и лопнуло студенческое терпение, и отправилось израильское студенчество на баррикады. А лозунгами, какими вооружились, заглядишься, зачитаешься! Выясняется, что штурмуют они Израиль во спасение высшего образования в стране, как института. Дескать, ежели не вмешаться сейчас, почиет академическое образование в Бозе, уйдёт в мир иной и забудет обратный путь. А спасение оно, оказывается, не во Христе, не в приходе Мошияха и даже не в яйце, что в ларце, да на острове. Спасение высшего образования в Израиле явится в исключительно облике пяти тысяч новых шекелей. Эта сумма и есть пятьюдесятью процентами от годичной платы за учёбу. В общем, не будет бабок, покроются израильские вузы, пеленой небытия, откинув, предварительно, копыта. В Хайфе, вон уже и гроб сколотили высшему образованию, окружающим демонстрируют. Мол, пустой, пока. Пока.
Откуда столь скорбные прогнозы жизнеспособности наших еврейских университетов, спросите вы? И студенты вам ответят: учиться там будет некому. Нынешние учащиеся не преминут гигнуться под тяжким финансовым бременем, а новые на себя подобное бремя возлагать не станут.
А теперь, думаю, настало время открыть тебе, дорогой читатель, страшную тайну. Я сам студент и вот уже третий год нещадно угнетаюсь израильским высшим образованием. Казалось бы, сам Бог мне велел намалевать какой-нибудь душещипательный транспорантик и влиться в ряды негодующих студентов. Но, почему-то не хочется. Не то, чтобы я был против уменьшения вдвое платы за учёбу. Наоборот, я всеми числящимися за мной конечностями «за». Однако мне, также импонируют здравый смысл, некая толика рационализма и элементарное чувство ответственности. И вот по этим пунктам у меня с моими бастующими собратьями существенные разногласия.
Бытие израильского студента – скорбно. Оно исполнено печали о бесцельно пропадающей молодости, ибо вся она уходит на унылое прозябание в кампусе и на труды праведные в погоне за длинным шекелем. Ибо прозябание стоит ох как много! «Едиот Ахронот» скрупулезно подсчитала, что годичный расход израильского студента составляет пятьдесят пять тысяч двести восемьдесят шекелей. Мои ивритоязычные коллеги даже привели подробную таблицу статей этих расходов. Как студент со стажем сразу же замечу – фигня это всё на постном масле. При желании можно потратить и сто тысяч в год, но студентам, обычно, не до жиру. В эти пятьдесят пять тысяч, к примеру, входит стоимость компьютера за шесть тысяч. Прекрасно, но почему за шесть тысяч, а не за двадцать? Это не серьёзно. Во-первых, студент, если он не изучает программирование, может великолепно прожить без компьютера. Если оный ему в какой-то момент резко понадобиться, то в любом вузе имеются предостаточное количество компьютеров, предоставленных в услуги студентам. Кроме того, можно меньше чем за одну тысячу купить рабочий подержанный компьютер, а если невмоготу хочется новенький, – открыв бесплатный студенческий счёт почти в любом банке можно разбить плату за компьютер чуть ли не на двадцать четыре платежа. Беспроцентных. Далее. Наличествует такой студенческий расход, как ксерокопии. На него отведено шестьсот восемьдесят шекелей. А теперь простой арифметический подсчёт. Стоимость одной ксерокопии для студента составляет пятнадцать агорот. Это значит, что если я в год потрачу на ксерокопирование вышеуказанную сумму, то обзаведусь четырьмя тысячами пятьсот тридцати тремя ксерокопиями. Господа, побойтесь Бога! Я уже не говорю о том, чтобы почитать такое количество материала, класть его куда? Амбар нанимать? У меня ксерокопий второе меньше выходит, и то вся квартира захламлена, спасу от бумажек нету.
Не обошли вниманием в «Едиот Ахронот» и съём жилья, оценив его в триста девяносто долларов. За эти деньги квартиру целую снять можно. А если студент снимает целую квартиру, то он не студент, а вражеский студенчеству элемент. Если не удаётся заполучить общежитие за двести шекелей в месяц, то квартира на свободном рынке снимается в складчину. Выходит, примерно, по двести долларов со студенческого рыла. Это я всё к тому, что студенческие расходы – вещица гибкая, поддающаяся коррекции. Моя единственная претензия к «Едиот Ахронот» заключается в том, что, по-моему, глупо указывать какие-то «точные» цифры. Это работа на публику. Как журналист, я их понимаю, но как «Баба Яга», студент, то есть, против.
Но как бы то ни было, эта статья расчудесно иллюстрирует глупость нынешней студенческой забастовки. Если отбросить конкретные цифры, то основной смысл этого журналистского расследования верен, – студент тратит колоссальные деньги. И непосредственно, плата за учёбу – десять тысяч шекелей составляет лишь пятую часть ежегодных студенческих расходов. Смысл этого необычайно прост, – снижение платы за обучение вдвое не облегчит студенческой жизни. В целом, он останется такой же проблематичной. Потому что не оплата учёбы – основная проблема израильского студента. Жильё, транспорт, питание и многое другое стоит в совокупности куда дороже, чем само обучение. Это с одной стороны. С другой, у студента очень мало времени, не говоря уже о силах, чтобы на всё это заработать. Государство же не делает никаких скидок на сложность студенческой жизни. Студенты не обладают никакими льготами. Они платят полный муниципальный налог, они не имеют права на пособия от Битуах Леуми. Всё это и делает студенческую жизнь такой «весёлой». Если бы у студентов была возможность, уплатив всю причитающуюся сумму за обучение, сосредоточиться на учёбе, их жизнь стала бы гораздо легче.
Один из главных лозунгов бунтующих студентов – сделать высшее образование доступным для людей малоимущих. Якобы, высокая плата за обучение служит главным препятствием для материально страждущих на пути к академической степени. Чудесно. Допустим, скостили нам половину суммы. И что? Стаи неимущих косяками потянутся в университеты? Три раза! Где они возьмут еще тысяч сорок на оплату иных «прелестей» студенческой жизни? Вообще, вся эта забота о малообеспеченных чистой воды демагогия. Если человек беден, но у него балл по психометрическому тесту 700 (800 – максимальный), то самые престижные факультеты оторвут его с руками и ногами, а деканат и различные фонды раздобудут деньги на его обучение. Потому что в университетах не только деньги ценятся, но ещё, как ни странно, знания и способности.
Я уже говорил об ответственности, которой явно не хватает устроителям студенческого бунта. И это ещё мягко сказано. Успех выступлений весьма сомнителен. На пятьдесят процентов снижать стоимость обучения в вузах никто не пойдёт, даже если студенты займутся публичным самосожжением. Нет на то никаких оснований, да и возможностей тоже не много. Не следует забывать, что полтора месяца назад значительно подорожали лекарства и медицинские услуги. Это реально и сильно ударило по воистину неимущим гражданам. Нравственно ли на этом фоне требовать таких денег студентам? Речь идет, чуть ли не о миллиарде шекелей в год (двести тысяч студентов умножить на пять тысяч шекелей скидки). Сколько единиц социального жилья можно построить на эти деньги и раздать его тем, кто, в отличие от студентов, никогда не сможет заработать на собственный дом.
Ясно, как день, студенческая забастовка приведёт, в лучшем случае, к десяти процентному снижению оплаты обучения или к возможности превратить оное в ссуду, с соответственной привязкой к индексу цен, доллару и ближайшему телеграфному столбу. А может и ни к чему не приведёт. В то же самое время, поголовно все израильские студенты несут реальные материальные убытки. Немалые убытки. Они лишены возможности слушать лекции, за которые ими были уплачены огромные деньги. Эти лекции им никто не вернёт. Деньги тоже. Материал лекций придётся изучать самостоятельно, так как экзамены будут включать этот материал. Учёба подобного свойства, поверьте моему опыту, удовольствие ниже среднего.
Недовольство забастовкой в студенческих кругах нарастает. Убытки реальны и они растут с каждым днём. Польза от безобразных по своей форме выступлений – эфемерна. Но студенческие лидеры слишком сильно заняты пополнением своего политического капитала, чтобы обращать внимание на подобные «мелочи», как студенческое недовольство.
:назад: |