:главная::статьи::я евреев не люблю...:



Я евреев не люблю...

«Я евреев не люблю…
Я в ладу с эпохою.
Я их сразу узнаю,
По носу…»

Игорь Губерман


«Вам не нужно ехать в Россию. Россия уже давно здесь!». Эта фраза на иврите, начертанная корявыми еврейскими литерами на фанерной перегородке одного из университетских клозетов показалась мне занимательной. Крик ли это истерзанной израильской души или обычная констатация факта (ведь многие факты констатированы на сортирных стенах) – не знаю. Однако подобный взгляд на «русскую» репатриацию привлёк моё внимание. Взгляд не на конкретных людей, их общность, совокупность, нет. Видение «русского» исхода куда более глобальное и образное. Неизвестный израильтянин узрел в происходящем, не столько репатриацию, сколько расширение российских границ, не государственных – ментальных, нравственных и культурных. Не российское еврейство пожаловало в Израиль, а сама Русь матушка на огонёк заглянула и, пригревшись, осталась. Не стану впадать в размышления, был ли тот огонёк угасающим пламенем сионизма, сосредоточусь на сентенции безымянного израильтянина. Для начала, позволю себе с ним согласиться…
Да, дети разных народов, как говаривали приснопамятные советские времена, мы импортировали в Израиль Россию. То есть себя. Россию, со всем тем хорошим и плохим, пригодным для местного климата и губительным для него, полезным и вредным. Это – данность, в оценке, как мне кажется не нуждающаяся. Репатриация из Марокко или Йемена, также привезла в Израиль частичку своей страны, и это тоже мало кому понравилось. Однако марокканская или йеменская репатриация была репатриацией еврейской. Наша же – смешанная. Густо смешанная. «Марокканцы» привезли в Израиль культуру «марокканских» евреев, пусть не отличную для нас от арабской, но, всё же, какую-то разновидность еврейской культуры. Репатриация из СНГ прихватила с собой культуру и психологию исключительно русскую. Ассимиляция советских евреев стала следствием именно массового еврейского обрусения. Еврейская культура, сбережённая евреями Востока (в своём восточном варианте) утерялась нами во время перехода из евреев в русских - не по национальности, но по сознанию. Вследствие этого, с годами и поколениями, стёрлись и национальные рамки…
В результате мы привезли с собой Россию. Но не еврейскую Россию, Россию Шолом-Алейхема и Бялика, а обыкновенную, патриархальную Русь Гоголя и Достоевского. Не плохую, но не еврейскую, к Израилю никаким местом не относящуюся, а, временами, и антисемитскую. Ибо не славилась Россия жидолюбием никогда и не прославится.
Мы не могли оставить антисемитизм «там». Не было на то шансов. Крики увидевших на стенах израильских городов надписи «Бей жидов!» - экспрессия, понятная, но не конструктивная. Всплески антисемитизма в «русском» Израиле можно было с лёгкостью предсказать. Просто в голову никому не пришло, что в Израиле вообще может существовать антисемитизм, как таковой.
В еврейской стране, в моём понимании, бытуют две разновидности юдофобии. Первая – «импортная», исходящая от неевреев перебравшихся в Израиль по воле злого Рока или по собственной воле. Вторая – домашняя. Так называемый, еврейский антисемитизм. И вот что интересно. О малейшем проявлении нелюбви русских (украинских, казахских…) граждан Израиля к титульной нации их новой «родины» вызывают в народе бурные волнения («вот Лёва такой-то, в такой-то гостинице, частит евреев, на чём свет стоит – ужас!»…). Но когда русские евреи, набравшись почище всякого Лёвы, распинают вербально треклятых жидов и гадюшник их – Жидовию (вариант – Израиловку), - это, хоть и не похвально, но приемлемо. «У, жиды вонючие!» из уст какого-нибудь Рабиновича это не антисемитизм, а самокритика. Дескать, нечистоплотны мы.
Не исключено, что граждане, исписывающие израильские стены баркашовскими лозунгами, сами еврейской нации будут (были и есть). Прикалывается молодёжь, земной век свой острыми ощущениями наполняя. Впрочем, мало кому, кроме меня, такой вариант в голову пришёл, внешний враг он глазу зримее и сердцу приятней.
История показала, что одними из самых ярых антисемитов были «открестившиеся» от своего еврейства иудеи. Писатель Чаковский - первый пришедший на ум пример. Но размах еврейского антисемитизма в Израиле, ставший результатом массовой адаптации евреями российской психологии, не интересует, кажется, никого. Это – само собой разумеющееся. Другое дело юдофобия «интернационального» происхождения…
В Израиле, на сегодняшний день, проживают более ста пятидесяти тысяч неевреев – выходцев из СНГ. Это и члены семей евреев и члены семей внуков евреев и сами внуки евреев. В общем, очень разные люди, объединённые, к счастью своему или сожалению, нееврейским происхождением. Наивно было бы предполагать, что сумевшие пропитать самих евреев эссенцией антисемитизма, славяне (а таковых среди израильских неевреев большинство) окажутся сплошь и рядом семитофилами. Элементарная статистика указывала на то, что подобные суждения – иллюзия….
Тем ни менее, многих проявления антисемитизма в еврейской стране удивили, для многих стали откровением. Мол, мы бежали от вас, да вы нас прытче оказались, кто бы мог подумать. Можно было бы представить юдофобию в Израиле как курьёз, один из многих, случившихся в «русской» общине, да уж о слишком неприятной вещи идёт речь, что курьёзом её величать.
Однако, как любая нравственная проблема неоднозначна, так и тутошний антисемитизм довольно неоднозначен. Юдофобия вербальная, словесная – это, как ни крути, часть бытовой русской культуры. Но далеко не всегда она имеет отношение к евреям, как таковым. Слово «жид» в русском языке, очень часто употребляется в значении «нехороший, жадный человек», любой национальности. Для многих новых «репатриантов», ботающих, исключительно по фене, нет ничего юдофобского в том, что назвать ближнего «жидом» «за дело». Мне вообще, чтобы понимать своих соседей и иметь возможность общаться с ними на доступном им языке пришлось, недавно, приобрести «Толковый словарь русского мата». Правда, после года общения с ними я и сам могу такой словарь составлять. Что поделаешь, это всё та же Россия, о нашествии которой скорбел в университетском клозете анонимный израильтянин. Временами, я к нему присоединяюсь…
Разумеется, есть среди нас и истые антисемиты. Можно сокрушаться по этому поводу до беспамятства, кричать на всех углах, но всё это бес толку. Нет лекарства от русского антисемитизма в Израиле, кроме как стрихнин да мышьяк. Демократия не заставляет никого любить евреев, как и любой другой народ. Демократия позволяет тихо евреев ненавидеть, оставляя гнусное чувство на совести антисемита. Однако истинная демократия, которой и не пахнет в Израиле, никогда и ни при каких обстоятельствах, не дозволит озвучивать ксенофобские ощущения, любого толка. Она подразумевает наказание за антисемитские речения. Осязаемое и ощутимое. В Израиле – крае щедром на этническую нетерпимость, нет подобных ограничителей. Рассматривать же русский антисемитизм вне вышеозначенной нетерпимости всеизраильского характера если и можно, то только с нравственной позиции. Дескать, одно дело, когда евреи ненавидят друг друга, это наши чисто еврейские разборки. Другое – когда евреев всех, без разбору, «гнобят» «заезжие» народы. С моральной точки зрения такое мнение легитимно более чем. Однако с практической позиции, если кто-то хочет бороться за толерантность и человеколюбие, он не может действовать в отдельно взятых секторах социум (а неевреи, включая антисемитов – часть израильского общества). Это бессмысленно и бесперспективно. Третировать тех, кто не любит евреев, только за то, что те евреи – не практично, а также непоследовательно. Ведь сколько евреев ненавидят арабов, только за тол, что те арабы и презирают русских (украинцев, казахов…) только за то, что те русские.
Остановить массовую эмиграцию в Израиль народов СНГ не удастся (да и успевших приехать юдофилам не перевешать). Закон о Возвращении, а главное, просматривающаяся государственная политика этого не допустят, разве что сами народы окончательно разочаруются в Израиле. Закон о Возвращении, притча во языцех, который многие хотели бы не столько изменить, сколько отменить, с нравственной точки зрения ни отмене, ни изменению не подлежит. Если где начнутся (возобновятся) погромы, внукам евреев не упастись. Среди шести миллионов жертв Катастрофы было немало таких внуков.
Антисемитизм в Израиле можно считать одной из немалых издержек вышеуказанного закона, наверное, самой неприятной издержкой. Но никак ни причиной его возможной отмены или изменения. А с издержками можно бороться. Вернее, пытаться бороться. Опять же в рамках привития терпимости и установления её, как единственной правовой нормы существования в этой стране. Когда любого рода ксенофобия будет в Израиле реально наказуема, а главное – нравственно порицаема и социально неприемлема, антисемитизм станет достоянием исключительно отдельных человеческих душ. И не лучшим их достоянием.

:назад:


© 2002 DDF



Хостинг от uCoz